ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА № 14 ГОРОДСКОГО ОКРУГА ДОНЕЦК» ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА, Г. ДОНЕЦК
  • Психологическая служба

    Зачем нужна школе психологическая служба?

    Современное состояние общества, обусловленное ростом темпов жизни, увеличением объема информации, кризисными явлениями в природе, обществе и семье, показывает острую необходимость психологической помощи человеку на всех этапах его развития.
    Развитие в детстве, отрочестве и юности происходит очень динамично, поэтому как нигде актуальной является работа психолога в школе. 
    Организация психологической службы, являющейся основным звеном, организующим психологическое обеспечение в школе, преследует следующие цели и задачи. (Цели и задачи психологической службы определяются в соответствии с «Положением о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации»/Приказ Министер-0ТВ8 образования Российской Федерации от 22.10.99 г. № 636).

    Основные направления работы:

    • диагностическая работа;
    • коррекционно-развивающая работа;
    • консультативно-просветительская работа;

    Кому оказывается психологическая помощь?

    • Консультирование и просвещение педагогов.
    • Консультирование и просвещение родителей.
    • Консультирование и просвещение обучающихся.

    Целью психологической помощи в школе является:

    •    содействие администрации и педагогическому коллективу в создании социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности обучающихся, воспитанников и обеспечивающей психологические условия для охраны здоровья и развития личности обучающихся, воспитанников, их родителей (законных представителей), педагогических работников и других участников образовательного процесса;
    •   содействие в приобретении учащимися психологических знаний, умений и навыков, необходимых для получения профессии, развития карьеры, достижения успеха в жизни;
    •     оказание помощи обучающимся в определении своих возможностей, исходя из способностей, склонностей, интересов, состояния здоровья;
    •   содействие педагогическим работникам, родителям (законным представителям) в воспитании обучающихся, а также в формировании у них принципов взаимопомощи, толерантности, милосердия, ответственности и уверенности в себе, способности к активному социальному взаимодействию без ущемления прав и свобод другой личности.

    Методическая помощь педагогам:

    Психологическое просвещение педагогов направлено на создание условий, в которых они могли бы получить необходимые психолого-педагогические знания и навыки, которые помогли бы педагогам в решении ими следующих задач:

    •    организовать эффективный процесс обучения школьников;
    •    построить взаимоотношения со школьниками и коллегами на взаимовыгодных началах;
    •    осознать и осмыслить себя в профессии и обучении с другими участниками внутришкольных взаимодействий.

    Служба школьной медиации как команда взрослых и обучающихся стремится

    В процессе медиации каждый участник, как ребенок, так и взрослый, как обидчик, так и «жертва», может рассчитывать на то, что будет выслушан, его постараются понять, он сможет высказать свою позицию и видение ситуации, а также может предложить свою альтернативу разрешения конфликта.

    Такое общение в доверительной, уважительной обстановке, создает необходимое чувство безопасности, где можно разрешить спор, где стороны могут прийти к соглашению, которое, скорее всего, будет реализовано.

    Работа службы примирения направлена на помощь ученикам школы в мирном разрешении конфликтов. Программы примирения могут проводиться службой только при добровольном участии всех сторон конфликта.

    Это альтернативный путь разрешения конфликта.

    Люди, ведущие примирительную встречу не будут судить, ругать, кого-то защищать или что-то советовать.

     Их задача – помочь вам самим спокойно разрешить свой конфликт. То есть, главными участниками встречи будете вы сами.

    Уполномоченный по правам ребёнка

    Приоритетным направлением в деятельности Уполномоченного по правам ребенка является защита прав несовершеннолетних участников образовательного процесса, а также работа с обращениями и жалобами участников образовательного процесса, правовое просвещение.

    Основными цели и задачи уполномоченного образовательного учреждения

    • Создание целостной системы нравственной, социальной, психологической и правовой поддержки каждого ребенка в решении школьных проблем;
    • Обеспечение и защита конституционных прав несовершеннолетних на получение основного общего образования и законных интересов других участников образовательного процесса;
    • всемерное содействие восстановлению нарушенных прав участникам образовательного процесса;
    • Оказание помощи родителям в трудной жизненной ситуации из детей, в регулировании взаимоотношений в конфликтных ситуациях, формирование у детей навыков самостоятельной жизни;
    • Содействие правовому просвещению участников образовательного процесса;
    • Взаимодействие образовательного учреждения с семьей с целью формирования гражданской позиции и правового самосознания участников образовательного процесса;
    • Обеспечение гарантий защиты прав и законных интересов ребенка.

    Буллинг — это издевательство над другими людьми. Его цель — нанести эмоциональный или физический ущерб. Буллинг довольно распространен, но это не нормальная практика. Травлю ни в коем случае терпеть нельзя. Травля может происходить где угодно, например, по дороге в школу, дома или в сети. Инициатор буллинга стремится повысить уверенность в себе, чувство собственной важности или авторитет. Он использует разные тактики, чтобы ощутить власть над другим человеком, унизить его, заставить бояться.

    Помимо явного запугивания, существуют формы травли, которые трудно заметить со стороны. Травля влияет на все аспекты жизни. Человек перестает спать, не может учиться, ему плохо, в том числе физически. Состояние психики тоже может пострадать, поскольку результатом буллинга могут быть низкая самооценка, тревожность, гнев или агрессия, депрессия.

    Родителям важно знать основные признаками поведения ребенка при буллинге:
    - избегание ребенком уроков, ухудшение в учебе, потеря интерес к ней;
    - отсутствие желания посещать школу;
    - замкнутость и необщительность;
    - проявления грусти, эмоционального безразличия и утрата интереса к жизни;
    - раздражительность и агрессивность;
    - проблемы со сном или аппетитом и другие проявления со стороны здоровья;
    - травмы или ссадины, причину которых ребенок не может/не хочет объяснить.

    Психологи для предотвращения случаев буллинга рекомендуют родителям:
    1. Укреплять дружеские связи ребенка со сверстниками, поддерживать его круг общения. Это позволит ему чувствовать поддержку со стороны других ребят.
    2. Всегда разговаривать и выслушивать ребенка, пытаться понять, что с ним происходит и как он чувствует себя. Ребенку важно знать, что он может довериться своим родителям, получить от них необходимую помощь, защиту и поддержку.
    3. Не игнорировать проблемы ребенка, думая, что они неважные или что все пройдет само собой. Ребенок в силу возраста и недостаточного опыта может не объективно оценивать ситуацию и свои силы в её разрешении.
    4. Быть внимательными к эмоциональным состояниям детей, учить ребенка справляться с собственными эмоциями и чувствами.
    5. Помогать ребенку разрешать конфликтные ситуации, отстаивать свои границы, объяснять эффективные способы взаимодействия с окружающими.

    В случае если вы обнаружили, что ваш ребенок подвергается травле одноклассников или иных ребят, то необходимо реагировать быстро и решительно. Ни в коем случае не стоит замалчивать ситуации буллинга в школе. При этом важно понимать, что несправедливое отношение к ребенку может быть спровоцировано какими-то объективными факторами, поэтому стоит обратить внимание на его особенности и чем ребенок может провоцировать травлю по отношению к себе.

    Важно сделать следующее:
    1. Уведомить педагогов и администрацию школы о проблеме. Возможно понадобится поговорить с ребятами в классе, с буллером (инициатором травли) и их родителями. В случае необходимости, следует обратиться в правоохранительные органы.
    2. Разговаривать с родителями «агрессора» с позиции справедливости, донести свою точку зрения, рассмотреть варианты разрешения сложившейся ситуации, найти компромиссы.
    3. Обратиться за помощью к специалистам психологической службы, которые смогут помочь вашему ребенку справиться с эмоциональным стрессом и научить его, как решать конфликты.

    Пошаговое руководство для родителей от психолога, что можно сделать, если вы считаете, что ребенок подвергается травле

    Если ребенок не хочет откровенно рассказать о том, что его травят, но вы обеспокоены его поведением или информацией, услышанной от других, прежде всего попытайтесь поговорить с ним. Сначала он может избегать разговора, считая, что вы все равно ничего не поймете. Тем не менее дайте ему понять, что вы всегда готовы выслушать его, и предоставьте ему возможность самому выбрать момент. Как вариант, можно обратиться к другому взрослому или доверенному лицу, с кем вашему ребенку будет проще поговорить. Пусть вас это не задевает. Порадуйтесь, что есть человек, кому ребенок доверяет. В 2010 году в России для оказания психологической помощи детям, подростками их родителям в трудных жизненных ситуациях был создан детский телефон доверия 8-800-2000-122. Звонок бесплатный и анонимный.

     

    Как разговаривать с ребенком о проблеме:

    • Внимательно выслушать, не отвлекаясь на посторонние дела. Не торопиться с выводами. Постараться узнать детали.
    • Проявить сочувствие к ребенку, принять его болезненные чувства.
    • Дать понять ребенку, что вы его поддерживаете и готовы помогать.
    • Не обвинять ребенка.
    • Осознать свои чувства и переживания. Не впадать в сильные эмоции.
    • Постараться трезво оценить происходящее.
    • Спросить ребенка, какое решение проблемы его бы устроило.
    • Дать советы, как отвечать обидчикам.

    Какие меры предпринять родителям:

    • Сообщить классному руководителю. Лучше при личной встрече. Описав ситуацию в заявлении с просьбой разобраться и принять участие в ее разрешении.
    • Сохранять спокойное эмоциональное состояние. Дать понять, что вы надеетесь на помощь и поддержку.
    • Поддерживайте связь со школой, классным руководителем.
    • Регулярно узнавайте у ребенка, как обстоят дела.
    • Самостоятельно с родителями обидчиков и самими обидчиками не беседуйте.
    • Встреча с родителями обидчиков должна проходить в присутствии педагогического совета: классный руководитель, директор, психолог, социальный педагог.

    Что нельзя делать родителям:

    • Искать причину в жертве травли. Обвинять жертву травли в том, что ее травят. («Сам виноват, не умеет общаться, плохо учится, не умеет находить общий язык с остальными, не может за себя постоять»).
    • Ждать, что ситуация разрешится сама.
    • Не замечать проблему.
    • Путать травлю, конфликт и непопулярность.
    • Считать травлю исключительно проблемой жертвы.
    • Давить на жалость к жертве.
    • Отправлять ребенка самостоятельно разбираться со своими проблемами.
    • Самим разбираться с обидчиками.

    Какие советы нельзя давать ребенку:

    • «Не обращай внимания» «Дай сдачи»
    • «Разбирайся сам со своими проблемами»
    • «Учись налаживать отношения» «Не бойся

     

    Памятки

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie